Как читать научные статьи?

Как читать научные статьи?Исследователям приходится читать много научных статей по разным поводам — чтобы написать рецензию, чтобы быть в курсе дел в своей области, чтобы погрузиться в незнакомую тему. На это уходят сотни часов в год. Поэтому умение делать это эффективно — очень полезный навык. Ему, однако, почти никогда не учат. Студентам приходится учиться методом проб и ошибок, что зачастую довольно мучительно.

Srinivasan Keshav . ученый из Беркли, поделился своим методом чтения научных статей. По его словам он успешно пользуется им на протяжении последних 15 лет. Основная идея — читать статьи в три прохода. У каждого прохода своя цель. Первый проход помогает понять основную идею работы. Второй — разобраться в сути, не вдаваясь в детали. Третий — изучить статью во всех подробностях.

Первый проход.

На первом проходе нужно быстро просканировать текст статьи. Он занимает от пяти до десяти минут и состоит из следующих шагов:

1. Внимательно прочитайте заголовок, аннотацию и введение;

2. Прочитайте названия глав и разделов, игнорируя их содержимое;

3. Прочитайте выводы;

4. Просмотрите список источников.

После первого прохода у вас должны быть ответы на следующие вопросы:

1. Какого типа эта статья?

2. С какими другими статьями она связана? Что взято за основу?

3. Кажутся ли предположения верными?

4. В чем основной вклад работы?

5. Хорошо ли написана статья?

На основе этой информации вы можете решить не читать статью дальше. Возможно, она неинтересная или вы не достаточно хорошо разбираетесь в этой области, или авторы делают неправильные выводы. Первого подхода обычно достаточно для работ не по вашей теме, но в которых может оказаться что-то значимое.

Когда вы сами пишите статью, можно рассчитывать, что большинство рецензентов (и читателей) прочтёт её похожим образом. Поэтому стоит писать ёмкие и понятные аннотации, а также позаботиться о заголовке и названиях глав. Если рецензент не поймет сути работы за первый проход, то он скорее всего напишет плохой отзыв. Если читатель не поймет сути за пять минут, то он вряд ли когда-нибудь еще откроет вашу работу.

Второй проход.

На втором проходе нужно внимательно прочитать всю работу, пропуская детали (например, доказательства). Во время чтения можно выписывать главное или делать заметки на полях. Полезно также отмечать незнакомые вам источники, чтобы потом их прочитать.

Особое внимание стоит уделить графикам и другим иллюстрациям. Проверьте правильно ли отмечены оси на графиках, указана ли доля ошибки, по которой можно сделать вывод о статистической значимости. Такие распространенные ошибки помогут распознать плохую работу, сделанную в спешке.

Второй проход может занять до часа вашего времени. После него вы должны четко понимать суть работы. Чтобы проверить это, подумайте, сможете ли вы кратко (но с доказательствами) пересказать её вашему знакомому. Получаться это будет не всегда. Иногда будут попадаться работы по совсем новой теме, с незнакомой терминологией и сокращениями. Иногда авторы будут использовать непонятные доказательства или методы, так что вы не сможете понять полученные результаты. Работа может быть попросту плохо написана. В конце концов, вам может просто не хватить сил во всём разобраться, потому что уже поздно и вы устали. В таком случае вы можете:

а) закрыть статью и надеяться, что её содержимое вам никогда не пригодится;

б) перечитать статью через какое-то время (например, после того, как получше разберётесь в теме);

в) собраться с силами и перейти к третьему проходу.

Третий проход.

Для полного понимая работу нужно прочитать ещё раз. На этом проходе нужно мысленно воспроизвести работу, то есть на основании тех же предположений постараться прийти к тем же выводам. Для этого нужно быть очень внимательным и подвергать сомнению каждое утверждение. К тому же, стоит подумать как бы вы сами изложили ту или иную идею. Такое сравнение действительного с воображаемым помогает понять, как в работе строятся доказательства и как они преподносятся. Также во время третьего прохода вам могут прийти в голову идеи для дальнейшей работы. Их стоит записать.

По началу третий проход будет занимать у вас до 3-4 часов. Набравшись опыта, вы сможете управляться за час. После него вы должны быть в состоянии воспроизвести структуру всей работы на память, а также выделить сильные и слабые стороны. В частности, вы должны отметить все скрытые предположения, пропущенные ссылки на связанные работы, возможные методические и аналитические проблемы.

Обзор литературы

Навык чтения научных статей ярче всего проявляется при написании обзора литературы. Для того требуется прочитать кучу статей, часто еще и по незнакомой теме. Вот как в этой ситуации может помочь метод трех проходов.

Для начала поищите в каком-нибудь академическом поисковике (Google Scholar, CiteSeer, Semantic Scholar) по тщательно отобранным ключевым словам. Откройте 3-5 релевантных свежих статей. Сделайте по одному проходу по каждой, чтобы понять, о чем они. Затем просмотрите главу со смежными направлениями исследований (related works). Оттуда вы сможете взять кусочек для своего обзора, а если повезет, то найдете ссылку на недавний литературный обзор. Прочитайте его и порадуйтесь своей удаче. В противном случае найдите повторяющиеся ссылки и фамилии в списке источников. Это ключевые работы и выдающиеся исследователи в этой области. Найдите их сайты и посмотрите их недавние публикации. Скорее всего они публикуются на топовых научных конференциях. На сайтах этих конференций обычно публикуются все принятые статьи. Выберите работы по вашей теме и добавьте к уже найденным. Это первая версия вашего обзора. Прочитайте их в два прохода, чтобы понять, какие ещё нужно добавить статьи.

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.